ОРКСЭ. Преподавание «Основы православной культуры» в школе.

Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, 

включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а с 1 сентября 2012 года — во всех регионах России. Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства

(перейти на сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви)
Видеокурс: Основы православной культуры в школе
(смотреть Видеозаписи уроков — в помощь учителям)

 

1. Рабочая программа «Основы православной культуры»
2. Аналитическая справка по итогам мониторинга
3. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.
Пособие адресовано родителям (законным представителям) учащихся 4—5 классов общеобразовательных учреждений, изучающих комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В пособии раскрыты условия апробации нового курса в учебном процессе образовательных учреждений, структура и основное содержание курса. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.
4. Цветослов: Книга для семейного чтения по учебному предмету «Основы православной культуры» для 4 класса.

Цель этой книги — самостоятельное освоение в кругу семьи исторических и нравственных основ православной культуры по% средством русской литературы. В «Цветослове» собраны лите% ратурные произведения из сокровищницы православной культу% ры России. Русская классическая литература представлена в нём именами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, П.А.Вяземского, А.Н.Майкова, К.К.Романова (К.Р.), К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина, И.С.Шмелёва, Б.К.Зайцева, А.И.Солженицына и других замеча% тельных поэтов и прозаиков. Книга призвана помочь школьникам, изучающим в начальных классах основы православной культуры, вместе с родителями продолжить знакомство с родной культурой, её историческими и нравственными основами.

 

5. Отчет о работе РМО ОРКСЭ
Итоги работы РМО ОРКСЭ за четыре года

I. Выбор модулей – подавляющее большинство родителей (от 89% до 98% ) выбирают Основы православной культуры, небольшой выбор модулей – Основы светской этики (от 2,5% до 9%) и Основы мировых религиозных культур (2%).

II. Курс ОРКСЭ ведут 8 преподавателей (из них 6 – учителя начальной школы, 2 – учителя-предметники). Все прошли соответствующую подготовку на квалификационных курсах при НИРО. 75% учителей имеют стаж работы более 20 лет, 25% — более 10 лет, т.е. обладают большим опытом педагогической работы

III. Тема работы РМО – «Организация духовно-нравственного образования и воспитания на уроках ОРКСЭ и во внеурочное время»

Цель работы: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и их компетенций в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы.

Задачи:

изучение нормативной и правовой документации по вопросам образования, в т.ч. духовно-нравственного содержания;

— создание условий для профессионального, культурного и творческого роста педагогов;

— организация и оказание консультативной помощи в учебной, экспериментальной работе;

— освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по предмету;

— организация внешкольной работы уч-ся по предмету;

— проведение конкурсов, конференций, чтений и др.видов совместной работы педагогов с учениками и родителями;

— информационное обслуживание образовательных учреждений;

— организация мониторинга усвоения курса ОРКСЭ.

 IV. Направления работы:

  1. Повышение квалификации педагогов – через семинары (темы см. в презентации – сл. 7), заседания РМО (тематика – сл. 8), открытые уроки и внеклассные мероприятия (темы – сл. 9). Итогами методической работы учителей курса ОРКСЭ явилось создание:

А) Тематические электронные папки: «Приемы и методы организации рефлексии на уроках ОРКСЭ», «Тексты для работы на уроках ОРКСЭ», «Проектные работы. ОРКСЭ», «Открытые уроки и внеклассные мероприятия».

Б)  Презентации к каждому уроку + рабочая тетрадь + раздаточный дидактический материал.

В) Системы единых требований к диагностикам и плана-графика мониторинга и диагностики освоения курса ОРКСЭ.

Два педагога – Хорькова Т.С. (Холязинская ООШ) и Боголепова С.Ю. (Советская СОШ) принимали участие в 2013 г. в областном Интернет-фестивале уроков по курсу ОРКСЭ – получены сертификаты.

  1. Разработка творческих проектов (тема – сл. 11).
  2. Участие в школьных этапах Всероссийской Олимпиады по ОПК – ежегодно. Итоги последней Олимпиады:

Школьный этап:

Приняли участие 40 уч-ся 4 классов из Б.Мурашкинской СШ, Советской СШ, Карабатовской ОШ, Холязинской ОШ. Завоевали 6 дипломов I ст. (15%), 6 дипломов II ст. (15%), 3 диплома III ст. (7,5%) – всего 15 уч-ся (37,5%).

Приняли участие 16 уч-ся 5 классов из Холязинской ОШ и Карабатовской ОШ. Завоевали по 5 дипломов II и III ст. – всего 10 уч-ся (62,5%).

Весенний (муниципальный) этап для 4 классов:

Приняли участие 17 уч-ся из Б.Мурашкинской СШ и Холязинской СШ. Завоевали 3 диплома II ст. и 1 диплом III ст. – всего 4 уч-ся (23,5%)

 V. Мониторинг удовлетворенности обучающихся и родителей преподаванием курса ОРКСЭ.

Ежегодно проводится диагностика уровня удовлетворенности. Собранные данные позволяют провести мониторинговые исследования. Из них следует, что большинству детей (около 90%) интересно на уроках; 60% понятен текст учебника (40% — не все понятно) – текст написан достаточно сложно, поэтому педагогам приходится его интепретировать; 68% детей все понимают на уроках; около 90% детей считаю предмет полезным для себя, около 10% затрудняются ответить, ни одного ребенка не заявило, что этот предмет не нужен.

Мониторинг мнения родителей дает право утверждать, что подавляющее большинство их положительно отвечает на вопросы 1,2,3,6; отрицательно – на 5; к сожалению менее 50% родителей обсуждают изученные темы дома, хотя домашнее задание предполагает именно такой подход к его выполнению.

  1. Как вы относитесь к введению курса ОРКСЭ?
  2. Нравится ли ребёнку изучаемый модуль учебного курса ОРКСЭ?
  3. Носит ли учебное пособие «Основы православной культуры» воспитательный, нравственно-развивающий характер?
  4. Обсуждаете ли вы изученные темы с детьми дома?
  5. Случались ли у вас разногласия во взаимоотношениях с учителем в связи с преподаванием курса ОРКСЭ?
  6. Удовлетворяет ли вас качество преподавания учебного курса ОРКСЭ?
  7. VI. Проблемы и трудности:

— учителя-предметики испытывают методические трудности в проведении уроков;

— учителя начальных классов затрудняются в содержательной части курса;

  • слаба связь родителей и учителя в совместном изучении курса ОРКСЭ;
  • система оценивания планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ несовершенна.

Вывод: в школах района сложилась система преподавания курса ОРКСЭ, преобладающим модулем для изучения является модуль «Основы православной культуры. За первые три года накоплен большой дидактический материал, который продолжает пополняться. Проводится традиционно разнообразные по форме внеклассные мероприятия, основой которых является проектная деятельность по изучению православной культуры. Техническое оснащение через информационные технологии, большой опыт учителей  позволяют в каждой школе проводить уроки на хорошем методическом уровне. Ученики и их родители удовлетворены качеством преподавания курса ОРКСЭ. Большая надежда на будущее – курс ОРКСЭ будет частью целой системы всего школьного образования, а не отдельным «эпизодом» последнего года обучения в начальной школе.